Образовательная программа

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  Детский сад № 156

общеразвивающего вида

«Сказка»

 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического воспитания детей.

Образовательная программа

 

 Проект Образовательной программы по ФГОС ДО

 Образовательная программа ДОУ

 

 

Особенности осуществления образовательного процесса

    Дошкольное образовательное учреждение № 156 «Сказка»  Медицинского управления СО АН СССР основан 10.08.1977 года распоряжением № 15000-674 Президиума СО АН СССР   

Новосибирская область расположена в центре Евразии, далеко от морей и океанов, поэтому климат здесь континентальный, с холодной продолжительной зимой и коротким жарким летом. Город Новосибирск находится на широте таких городов, как Москва, Копенгаген, Гамбург, но количество солнечных дней здесь примерно на 20 процентов больше, чем на соответствующей широте Европы. За год по области выпадает в среднем 300-400 миллиметров атмосферных осадков. В наших краях хорошо выражены все четыре времени года:

·        Зима самое продолжительное время года, она длится 5 месяцев - с начала ноября до конца марта. На протяжении всех этих месяцев лежит снег. Мощность снежного покрова небольшая - в среднем 40 сантиметров. Минимальная температура, -55 градусов Цельсия, но это исключительный холод. Обычно же столбик термометра не опускается ниже -35 градусов. Средняя температура января (самого холодного месяца) -19 гр. Цельсия. Нужно сказать, что в условиях континентального климата воздух более сухой, и низкие температуры переносятся человеком легче. Самый темный месяц в году декабрь - световой день длится всего 7 часов.

·        Весна длится 2 месяца - апрель и май. Весной много солнечных дней, а атмосферных осадков выпадает меньше, чем в другие времена года. В апреле интенсивно тает снег, бегут ручьи. В начале мая начинает расти трава и распускаются молодые листья на деревьях. Для сибирской лесостепи характерно явление под названием "голая весна".

·        Лето наступает у нас в начале июня и длится около трех месяцев. Июнь самый светлый месяц года - световой день достигает 17 часов. Максимальная температура, зарегистрированная на территорию области за весь период наблюдений +40 градусов Цельсия. Самый теплый месяц года июль, это единственный месяц в году, когда не бывает заморозков. Средняя температура июля +19 градусов Цельсия. Обычно в июне или июле бывают 1-2 недели, когда держится температура около +30 градусов. В середине лета часто случаются грозы и ливни.

Осенние месяцы в Южной Сибири - это сентябрь и октябрь. В сентябре бывает еще довольно тепло (+20-25 градусов), в это время очень красив осенний наряд лесов. В октябре становится холодно, полностью опадает листва с деревьев, часто идут дожди, в конце октября обычно выпадает первый снег. Осенью перелетные птицы улетают на юг, другие животные готовятся к суровой и продолжительной зиме.


Общая информация

http://www.protown.ru/images/bul.gifДошкольное учреждение  МКДОУ д\с № 156 р расположен в микрорайоне «Правые Чемы» города Новосибирска, внутри жилого квартала. Территория озеленена декоративно цветущими кустарниками, деревьями разных пород. В непосредственной близости расположены 3 детских сада, 2 средних общеобразовательных школы, 1 специализированная школа, филлиал библиотеки им М.А.Зощенко, ТОС «Правые Чемы», дом культуры «Маяк», филиал художественной школы №2, Центр детского и юношеского творчества «Бембикс»

Функционирует 12 групп: 3- ясельного возраста (60_детей),

9 – общеразвивающих(193детей), всего посещает 253 воспитанника (девочек – 113, мальчиков – 140).

·        Национально – культурный состав семей: русские – 97%, других национальностей – 3%.

·        Социальный состав семей: основное количество полные семьи, семьи рабочих и предпринимателей.

Состояние здоровья дошкольников: различные патологии – 22%, 56 детей, количество пропускаемых дней на 1 ребенка в среднем – 2,1 д\д.

 

Педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано на 90%.

Основная масса педагогов с высшим  педагогическим образованием. Все педагоги имеют курсы повышения квалификации, аттестованы. Ежегодная потребность в курсах повышения квалификации составляет 4 человека, потребность в аттестации на соответствие занимаемой должности не более 2 человек, на первую категорию 2 человека. Имеется небольшой процент начинающих воспитателей.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

 

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и с учетом  примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.   На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Программа выстроена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовности, общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. Она опирается на традиции дошкольного образования: комплексность в решении задач здоровье сбережения, всестороннее воспитание, развитие творческих способностей. Особая роль отводится игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

Программа сформирована в соответствии с подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

·         содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

·         обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

·         строится с учётом  принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

·         основывается на комплексно  – тематическом принципе построения образовательного процесса;

·         предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности. Но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·         предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы её формирования

1.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2.      Принцип развития. Основная задача детского сад – это развитие ребенка – дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

 

3.      Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

4.      Принцип интеграции. Взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

5.      Комплексно – тематический принцип. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

Приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер, обеспечивающий оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно  в дошкольном возрасте – важнейшем этапе развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53].

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43].

 Итак, художественно-эстетическое воспитание должно  иметь деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Цель: Воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве [Т. Н. Фокина, 1999].

Эта цель также отражает и особенность художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Задачи:

·         Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

·         Вторая задача  - "формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [В.Г. Ражников, 1996].

·         Третья задача  - формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности.

        Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководству­ется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Феде­рации, решениями соответствующего государственного или муниципального орга­на, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым по­ложением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

   В основу работы ДОУ – детского сада общеразвивающего вида положено осуществление индивидуального подхода в развитии  и воспитании ребенка, четкая ориентировка на развитие его творческих способностей. Взаимодействие с ребенком основывается  на признании его предшествующего опыта и учете его субъективного опыта. Ориентация на техническое и художественное творчество воспитанников возможно в любом виде деятельности, через призму приоритетного направления рассматриваются все направления воспитания и развития детей в дошкольном учреждении. Отличительная черта воспитательно-образовательного процесса в том, чтобы каждый воспитанник мог реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. В ДОУ обеспечивается психологический комфорт воспитанников, через личностно – ориентированный подход, создается атмосфера педагогического оптимизма, ориентация на успех и мотивация успешности. Работа ведется в сотрудничестве с  семьями воспитанников, школой, с привлечением узких специалистов,  оказывающих коррекционную и развивающее -воспитательную работу.

           В помещении ДОУ создана картинная галерея, зимний сад, экологическая тропа,  в группах имеются тематические альбомы по живописи, видам народного прикладного искусства. В каждой возрастной группе предусмотрена работа по ознакомлению с искусством (живопись, литература, архитектура, музыка) на занятиях и в совместной деятельности. Эта работа строится на принципе синтеза искусств.

Основана на программах:

·         Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.  от 2005г.

·         Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» И.А. Лыкова  Карапуз-дидактика\ творческий центр СФЕРА\ Москва, 2007г.

·         «Цвет творчества»- интегрированная программа художественно – эстетического  развития дошкольников Дубровская Н.В. СПб.: Детство – пресс.: 2011 г.

 

          Реализация приоритетного направления происходит через специально организованные формы деятельности детей , педагогов и родителей: количество занятий по ознакомлению с искусством составляет 36 часов в год в каждой возрастной группе, в младших и средних группах проводятся раз в месяц полихудожественные занятия, в старших и подготовительных группах – 2 раза в месяц. литературные вечера – 1 раз в месяц в каждой возрастной группе начиная со второй младшей, праздники и развлечения – еженедельно.  Ежемесячно проводятся показы театральных постановок новосибирских детских театров. С целью творческого развития детей в ДОУ ведется работа по интересам (кружковая работа) дети имеют возможность бесплатно посещать кружки: «Бисероплетение», «Бумагопластика», «Ловкие пальчики», «Студия детского театра», «Хореография», «Художественная гимнастика» Занятия проводятся опытными педагогами и тренерами, 1 раз в неделю. Еженедельно проводит работу библиотечный пункт, где все участники образовательного процесса имеют право ознакомиться с книжными новинками, участвовать в тематических  мероприятиях, организуемых сотрудниками библиотеки имени М.М.Зощенко.

 

Дата последнего обновления страницы 18.08.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»